В Украине — проблемы с подбором кадров. В Госслужбе занятости говорят, что причин кадрового голода есть несколько: трудовая миграция, низкие зарплаты и отсутствие квалифицированной рабочей силы из-за проблем с образованием. Сложность заключается и в том, что ПТУ не обучают или не могут обучать студентов работать на том или ином оборудовании. Насколько молодым специалистам легко устроиться на работу в Украине, в эфире радиостанции Голос Столицы рассказал генеральный директор Федерации работодателей Украины Руслан Ильичев.
Существует ли на самом деле кадровый голод в Украине?— Кадровый голод безусловно есть, причем на сегодняшний день я могу сказать, что если взять ключевые проблемы бизнеса в Украине, то кадровый голод, отсутствие необходимых квалифицированных кадров — это проблема из первой тройки. Она уже даже обходит проблему отношений с налоговыми органами, с возмещением НДС и так далее. Мы понимаем, что отсутствие квалифицированных людей — это у нас проблема номер один, которую нужно решать.
Какие еще проблемы возникают у работодателей при подборе кадров?— Мы сейчас начинаем пожинать плоды той тенденции, которая возникла еще в конце 90-х, когда у нас был перебор по техническим и гуманитарным наукам, при высшем и среднем образовании, это первое. И второе, это тот разрыв, который сегодня есть между потребностями рынка и тем, что преподают в нашем среднем и высшем образовании. Сегодня 80% выпускников, которые есть в Украине, они смутно имеют представление, а что же необходимо рынку, и самое страшное, у них нет тех навыков, которые нужны. То есть, это проблема глобальная, конечно. Это причина, по которой сегодня даже молодые выпускники, пусть даже востребованных технических специальностей, когда они приходят на предприятие, мы понимаем, что они просто не то, что ничего не умеют делать, у них очень слабое представление, какие навыки нужны.
В вузах студенты часто проходят практику.
Неужели там не могут дать необходимых навыков?— Система той практики, которая была когда-то, она на сегодняшний день полностью себя исчерпала. То есть, она не дает того эффекта. Есть решение этих вопросов, которое в мире давно применяется. Например, дуальная система образования. Когда два дня, например, студент учится на предприятии работать, три дня — в колледже или техникуме. Это, в основном, немецкая система, немецкие промышленные предприятия сегодня почти полностью работают по этой системе. Вот это надо внедрять. Есть еще интересные модели, которые работают за границей. Например, национальные рамки квалификации. Мы недавно были с визитом в Португалии, Франции, так вот во Франции с 2002 года ты должен подтверждать не свой диплом, не объем каких-то знаний через оценки и баллы, а ты должен подтвердить свои навыки. Специальным сертификатом подтверждаются и вносятся в национальную рамку квалификации. Студент подтверждает навык через определенную систему, это вписывается в специальный реестр, и, например, работодатель понимает, что перед ним — определенной квалификации специалист, который может работать на пятикоординатном станке. А та система практики, что была, на самом деле уже себя исчерпала, и о ней нет даже смысла говорить.
Какая задача сейчас стоит перед бизнесом и системой высшего и среднего образования?— Главная задача — это каким-то образом очень быстро ликвидировать разрыв между потребностями рынка труда и той квалификацией, теми навыками, которые дают сегодня образование. Если мы это быстро ликвидируем, то кадровый голод начнет отступать. Если мы этого не сделаем, а я могу сказать, что определенное движение и со стороны правительства, и профильного министерства, есть, но с точки зрения, например, вузов, очень часто есть бешеное сопротивление этим всем новациям. Потому что вузы предпочитают делать свой учебный план такой, какой они видят, им принципиально то, что вы сказали, там, брать бабло за определенные специальности, делать так называемое «свинское» образование, когда в селе продают продают 3-4 свиньи, и студента отправляют в райцентр, в котором есть университет. Понимаете, у нас уже скоро в каждом райцентре будут филиалы университета.
По специальностям, кого сейчас не хватает?— В первую очередь, не хватает технических специальностей. Не хватает прикладных специальностей. Понятно, что классика: юристы, психологи, экономисты, политологи... в принципе, я думаю, что они сейчас не столь востребованы, сколько технари, инженеры, технологи и так далее. Но вопрос в том, что количество навыков, специализаций, очень разнообразно. И в принципе, мы не можем говорить просто: вот нужны технические специальности. Они, в свою очередь, дробятся и как это можно решить? Через новую систему стандартов и новую систему рамок квалификаций. Мы не можем сегодня, как и прежде, выпускать сварщика какой-то категории. Мы понимаем, что за это время технологии ушли так далеко, что этот сварщик уже может быть на сегодня специалист, который должен владеть навыками электроники, программирования, понимать систему материаловедения и так далее. Поэтому мы должны понять, что высшее и среднее образование еще должно перейти на новую национальную систему стандартов, стандартов профессий. Должны появляться новые профессии, которых сегодня нету. И это тоже совместная работа работодателя и учебных заведений.
Додатково:Щорічний обсяг недофінансування державою освіти протягом останніх 5 років складає близько 15-20 % від потреби