Жанна Крючкова, учредитель и управляющий партнер Jansen Capital Management и член совета директоров строительной компании "Стикон", рассказала есть ли смысл поступать в западную бизнес-школу и чем западное образование отличается от украинского. Существует мнение, что учиться бизнесу хорошо там, где собираешься им заниматься. Тем, кому интересна Украина, обучение MBA в Киеве или Львове будет полезнее, чем в London Business School или IMD в Лозанне. Потому что экосистема разная.
Западные бизнес-школы лучше справляются с двумя ключевыми для школы задачами — сильный преподавательский состав и качественный отбор абитуриентов. В СНГ в силу экономических реалий к поступающим выдвигается на порядок меньше требований.
Принципиально другое и отношение к студентам в топовых бизнес-школах. За ваши деньги вас будут мучать, постоянно наращивая темп и нагрузку, при этом требуя соблюдать качество и сроки сдачи работ. Стоимость обучения на eMBA в IMD, учитывая командировочные расходы, составляет примерно 140 тысяч швейцарских франков. При этом бизнес-школа не предложит вам покататься с однокурсниками на яхте по Женевскому озеру или полетать на вертолете над Альпами. Максимум — предоставит тренера для коллективного похода в тренажерный зал или пробежки с нагрузкой.
Рейтинговые учебные заведения на Западе являются дорогостоящими и, безусловно, недоступны для среднестатистического украинца. Люди, которые стремятся получить хорошее образование, могут это сделать даже в украинских университетах, бизнес-школах или путем самообразования. Западное образование — не панацея.
Если сравнить наше и западное образование, то я бы отметила принципиально разный уровень открытости. Лучшие работы студентов два раза в месяц публикуются на портале бизнес-школы. Таким образом, за период обучения студенты получают доступ к нескольким десяткам лучших работ своих сокурсников, написанных на "горячую" тему. По публикациям видно, как с каждым этапом качество растет, а планка повышается. Высокий уровень открытости многократно повышает эффективность обучения.
Насколько я знаю, украинские бизнес-школы также пытаются внедрять подобные практики. Но думаю, что в Украине открытый обмен работами затруднительно реализовать на должном уровне. Во-первых, в Украине можно на пальцах рук пересчитать публичные компании с открытой отчетностью. Во-вторых, не секрет, что многие украинские компании ведут двойную бухгалтерию, часть операций остается в тени. Это неизбежно из-за недоверия к государству, низкой добавленной стоимости и производительности на фоне высокой налоговой нагрузки. Боюсь, далеко не все украинские компании готовы дать своим менеджерам право раскрывать реальные финансы. И будет "три пишем, два в уме".
Отсутствие доступа к информации существенно затрудняет образовательный процесс.
Простой пример. Мне необходимо было сделать финансовый анализ в разрезе пяти лет в нашей строительной компании и сравнить прибыльность, эффективность, ликвидность и средневзвешенный капитал с другими игроками индустрии на рынке. Однако в Украине нет ни одной строительной компании с открытой отчетностью. Пришлось сравнивать себя с игроками в отрасли из близлежащих государств Польши и России. А это дополнительная изыскательная работа, так как макроэкономические условия разные, что сказывается на разнице в стоимости денег для бизнеса в 1,5-2 раза и, соответственно, на выводах в сравнительном анализе.
Это к вопросу о том, как состояние нашей экономики, в частности отсутствие фондового рынка в стране, ограничивает возможности наших бизнес-школ повышать качество подготовки управленцев на локальных примерах.
Я убеждена, что для нашей страны критически важны две реформы — судебная и образовательная, а две наиболее значимые вещи — милосердие и просвещение. Не экспортные поставки сельхоз- и металлопродукции должны развивать Украину, а образованное население. Без реформы системы образования сегодня у нас не будет завтра — ни в обществе, ни в бизнесе. Правильное образование делает отношения более этичными, экологически чистыми.
Жанна Крючкова вошла в рейтинг лучших 50 еMBA студентов мира, которое публикует издание Poets and Quants. В нем принимают участие 36 ведущих бизнес-школ мира