Спустя 15 лет после начала Болонского процесса многие студенты в Германии недовольны его результатами. О неудачах и успехах образовательной реформы рассказывают эксперты. 19 июня исполняется 15 лет с того дня, когда министры образования 29 европейских стран встретились в Болонье - старейшем университетском центре Европы. Несмотря на существенный срок проведения реформы, все говорит о том, что до ее успешного завершения еще далеко.
Минимум два диплома"У нас была идея: Европе нужно не только экономическое и политическое единство, не только общий рынок труда, мы также должны стремиться к культурному, социальному и научному единству", - говорит бывший министр образования Эдельгард Бульман (Edelgard Bulmahn), которая представляла Германию на встрече в Болонье. Воплотить эту идею, по мнению ее участников, можно было, создав единое европейское академическое пространство. Так был дан старт Болонскому процессу.
Инициаторы реформы сразу обозначили несколько основных целей. Во-первых, создать одинаковые условия обучения во всех высших учебных заведениях Европы. Во-вторых, ориентировать образование на запросы рынка труда. И наконец, обеспечить условия для академической мобильности студентов и исследователей.
"Самым важным было то, что решения принимались сообща: с участием министров, руководства вузов и самих студентов", - вспоминает Эдельгард Бульман. Однако сегодня многие студенты, по меньшей мере в Германии, скептически относятся к результатам Болонского процесса. Они жалуются на недостаток времени и высокую нагрузку и сомневаются, что диплом бакалавра позволит им найти достойную работу. Как показывает опрос Алленсбахского института изучения общественного мнения, почти две трети студентов бакалавриата непременно хотят в будущем получить еще и диплом магистра.
То, что на сегодняшний день результаты Болонской реформы нельзя назвать идеальными, признают и некоторые эксперты. Хольгер Буркхарт (Holger Burckhart), вице-президент Конференции ректоров вузов Германии считает, что за время проведения реформы организаторы забыли о самой сути преобразований. В итоге, у студентов нет времени на глубокое усвоение полученных знаний. "Учебные программы должны быть более гибкими и открытыми. В определенных случаях бакалавриат мог бы длиться восемь семестров, а не шесть", - цитирует эксперта информационное агентство AFP.
У каждого свой итогИ все же Болонскую реформу можно назвать вполне успешной, по крайней мере, с позиции университетов, убежден Франц Босбах (Franz Bosbach), проректор по учебной работе Университета Дуйсбурга - Эссена.
"Мы должны были внедрить совершенно новую систему в образовательный процесс. Я думаю, вузы показали, что они способны справиться с такой непростой задачей, и успешно адаптировали эту систему", - отмечает он в интервью DW. Конечно, кое-что еще нужно доработать, считает Босбах, но в целом реорганизация прошла гладко.
Политик, специалист в области образования Вольфганг Либ (Wolfgang Lieb) смотрит на ситуацию не столь оптимистично. 15 лет назад он был ярым сторонником Болонского процесса, однако со временем утратил свой энтузиазм.
Сегодня Либ уже считает, что образование не должно сильно ориентироваться на потребности рынка труда: "В ходе Болонского процесса образовательная составляющая была отодвинута на второй план идеей экономической пригодности. Поэтому многие университеты начали действовать в соответствии с рыночными условиями". Многие из них перестали отдавать приоритет гуманитарным специальностям, уделяя больше внимания подготовке кадров, востребованных в сфере экономики.
Ограниченная мобильностьУ Франца Босбаха из Университета Дуйсбурга -Эссена есть еще один аргумент в поддержку Болонской реформы: студенческая мобильность действительно возросла. И Германия пользуется большой популярностью у учащихся во всем мире: уже несколько лет подряд она занимает третье место в мировом рейтинге стран, наиболее привлекательных для иностранных студентов.
Университет Дуйсбурга - Эссена уже ощутил это на себе, признается эксперт: "У нас много студентов, которые приезжают не только из стран - участниц Болонского процесса, и это не может не радовать. А вот количество наших студентов, выезжающих в другие страны, пока оставляет желать лучшего".
Многие студенты в Германии по-прежнему не имеют возможности учиться по обмену или проходить практику в другой стране. "Мы работаем над этим, стараемся доказать, насколько важно развивать студенческую мобильность," - говорит Франц Босбах. По мнению эксперта, лучшее доказательство успеха - в том, что сегодня в Болонском процессе участвуют уже 47 стран, а не 29, как было в начале. Минувшие 15 лет открыли перед студентами гораздо больше возможностей.
Дополнительно:Болонський процес: студентська мобільність у ЄвропіThe Australian: Болонья не в змозі забезпечити єдиний освітній простірГлобальная гегемония Запада в высшем образовании: ничто не длится вечноСИСТЕМА ЗАБЕЗПЕЧЕННЯ ЯКОСТІ ВИЩОЇ ОСВІТИ У БОЛОНСЬКОМУ ПРОЦЕСІ ТА МЕХАНІЗМИ ЇЇ ІМПЛЕМЕНТАЦІЇ В УКРАЇНІ