В то время как дела у небольших немецких частных вузов идут в гору, один из крупных именитых университетов испытывает проблемы. В чем причина?13 лет прошло с тех пор, как частный Университет имени Якобса в Бремене
(Jacobs University Bremen) принял первых студентов. Сегодня он входит в список престижных немецких вузов. На учебу сюда приезжают студенты со всего света. Тем не менее университет испытывает серьезные финансовые проблемы - и это при том, что положение большинства небольших частных вузов Германии блестяще.
Маленькие, да удаленькие У Фолькера Майер-Гуккеля (Volker Meyer-Guckel), заместителя генерального секретаря Ассоциации частных спонсоров немецкой науки (Stifterverband für die Deutsche Wissenschaft), есть объяснение такому несоответствию. По мнению эксперта, причина кроется в различии используемых бизнес-моделей.
Дело в том, что небольшие частные высшие школы (Fachhochschule) с самого своего основания предпочли узкую специализацию, выбрав, например, такие направления, как экономика, правоведение, менеджмент в сфере спорта или здравохранения. Таким образом им удалось найти свои ниши, не занятые государственными вузами.
В результате их дела идут в гору, а полку студентов в них постоянно прибавляется. За последнее пятилетие только в частных высших школах федеральной земли Северный Рейн - Вестфалия их число увеличилось вдвое. Так что некоторые небольшие вузы вполне могут существовать единственно за счет денежных взносов, которые студенты выплачивают за обучение.
Камень преткновения Университет имени Якобса, напротив, предлагает очень широкий спектр образовательных программ - от инженерных до гуманитурных наук. Более того он ведет масштабную научно-исследовательскую работу, а это требует крупных вложений, подчеркивает Фолькер Майер-Гуккель. Вуз сотрудничает с Бременским университетом в рамках проекта "Инициатива превосходства" (Exzellenzinitiative), целью которого является развитие исследовательской работы в стране. Да и качество обучения в нем постоянно удостаивается высоких оценок экспертов. К слову, все занятия в Университете имени Якобса ведутся на английском языке.
А вот концепция финансирования подкачала. В 2001 году, когда вуз только открылся, правительство федеральной земли Бремен выделило ему щедрые дотации, размер которых составил без малого 110 миллионов евро. Таким образом был обеспечен успешный старт. В дальнейшем же вуз рассчитывал на поддержку со стороны частного сектора экономики. Точнее, здесь надеялись на возможность жить на проценты от капитала, сформированного частными спонсорами.
Однако эти надежды в полной мере не оправдались, и дополнительные дотации опять приходилось выделять государству, - рассказывает Хайнер Хезелер (Heiner Heseler), государственный советник при сенаторе Бремена по вопросам экономики.
В одной упряжке с бизнесом 113 частных вузов насчитывается сегодня в Германии. И это - показатель того, что ниши для такого рода высших школ существуют, подчеркивает Фолькер Майер-Гуккель.
Но при этом эксперт делает существенную оговорку: разумеется, предпосылкой к тому, чтобы эти ниши занять, являются оптимальное соотношение числа студентов и преподавателей, целенаправленная организация учебного процесса и не слишком высокая плата за обучение.
Чтобы изменить положение, сейчас в Бремене разработана концепция реорганизации и перепрофилирования Университета имени Якобса. Она предусматривает сокращение профессорско-преподавательского состава и штата административных работников на 25 процентов, а также упразднение ряда факультетов и кафедр, утративших былую значимость. Университет намерен больше ориентироваться на требования, диктуемые рынком труда, и шире взаимодействовать с промышленными компаниями.
В частности, руководство рассчитывает на заключение соглашений, в соответствии с которыми вуз будет проводить целевую подготовку кадров для конкретных фирм и больше ориентироваться на выполнение заказов от концернов при ведении научных исследований по тем или иным направлениям. Также планируется, что предприятия будут брать на себя финансирование учебных стипендий.
Додатково:Недержавний університет в Україні: п’яте колесо до воза?