Виртуальная травля с реальными последствиями
Издевательства, оскорбления, распространение клеветнических слухов и порочащих жертву фото- и видеоматериалов – всё это присуще относительно новому виду моббинга, получившему даже собственное название – кибермоббинг (Cybermobbing). Его жертвой хотя бы раз становился каждый шестой немецкий школьник.Травля сверстников через интернет стала с недавних пор излюбленным времяпрепровождением 20% подростков в возрасте от 14 до 16 лет. И почти столько же становятся их жертвами.
Какова цель мучителей? Одни объяснили свои действия скукой, другие – желанием получить наслаждение от результата.
Эти и другие, не менее шокирующие сведения содержатся в итоговом документе широкомасштабного опроса, проведённого активистами Союза против кибермоббинга (Bündnis gegen Cybermobbing e. V, BgC). Союз был образован в июле 2011 года, объединив неравнодушных к этой проблеме педагогов, юристов, медиков, учёных, бизнесменов, политиков и, конечно же, родителей самих школьников. Опрос охватил 9350 человек – учащихся, родителей и преподавателей школ всех форм в масштабах всей федерации.
Согласно данным опроса, 17% учащихся средних и старших классов как минимум однажды становились жертвами кибермоббинга. 63% девочек и 51% мальчиков подвергались оскорблениям в интернете, 47% были оклеветаны, каждый пятый школьник становился жертвой шантажа.
«Наибольшее количество жертв – около 20% – в возрастной группе от 14 до 16 лет, – комментирует результаты опроса председатель правления BgC Уве Лест (Uwe Leest). –
Но всплеск отмечается уже с 11−12 лет. Самое же тревожное, что явление это начало распространяться и среди учеников младших классов. Проблема кибермоббинга актуальна для всех школ Германии, хотя в восточных землях она выражена не столь отчётливо, как в западных. Около 60% учителей знают о её существовании. В среднем по стране почти в трети школ подобные инциденты происходят по меньшей мере раз в неделю. Процентов на 80 для этого используются социальные сети, такие как Facebook.»На самом деле детский моббинг существовал и тогда, когда мы и слова-то такого не слыхивали. В любом школьном классе всегда выстраивалась определённая иерархия, позволяющая более пренебрежительно относится к тем, кто находился в нижней её половине. Думаю, что любой читающий эти строки вспомнит примеры школьной травли и издевательств. Не знаю, как немецкие, но современные российские дети чётко распределяют эти роли, гораздо чётче, чем мы в мою бытность школьником. В ходу греческие буквы – от альфы до омеги.
Но знакомая нам по нашему детству травля в, так сказать, реальной жизни не так опасна, как нынешний моббинг в виртуальном мире. Продолжу цитировать Уве Леста: «Кошмар в том, что унижающие подростка сведения остаются в Сети навечно».Сказанное Лестом дополняет социальный психолог Катарина Катцер (Catarina Katzer):
«Атаки кибермобберов не проходят бесследно для здоровья их жертв. У них наблюдаются подавленное настроение, проблемы с концентрацией внимания, упадок сил, замкнутость, состояние страха, сменяющееся вспышками ярости, головные боли и боли в желудке».
Для борьбы с кибермоббингом Уве Лест предлагает ввести в школах специальный предмет, посвящённый этому явлению, а также проводить разъяснительную работу среди преподавателей, которые, как показал опрос, в массе своей не знают, как реагировать на жалобы учеников, третируемых виртуальными мобберами.
«Необходимо также шире информировать об этой проблеме родителей и более целенаправленно подключать их к борьбе с кибермоббингом, – продолжает свой перечень глава BgC. –
Как свидетельствуют данные нашего опроса, в семьях, где родители уделяют больше внимания интернет-занятиям своих детей, случаев кибермоббинга заметно меньше, чем в тех, где подростки предоставлены в этом сами себе».
Но Лест и его коллеги понимают, что всё это полумеры. Они рассчитывают на помощь центральных и земельных властей, представителей которых уже пригласили принять участие в Первом международном конгрессе, посвящённом проблеме кибермоббинга. Конгресс откроется 11 сентября в Берлине.
Додатково:UNESCO: Защита от дискриминации учащихся и работников системы образования, живущих с ВИЧ и затронутых эпидемией, в Украине13-летние девочки пытались покончить с собой из-за FacebookОстатки тоталитарного воспитания превратили половину украинских школьников в жестоких агрессоров
ЮНЕСКО: Заседание, посвященное поиску путей распространения толерантности и уважения посредством школьного образования Если учитель «быдл-класса» — риски чудовищные
Куда уходит школа?