В Германии стремительно растёт число детей, страдающих синдромом дефицита внимания и гиперактивности, полагают врачи. Однако зачастую медики слишком поспешно и необдуманно ставят диагноз целому поколению.Суетливый, нервозный, нервный и беспокойный ребёнок – больной, или же бойкий, бодрый, жизнерадостный непоседа – здоровый: педиатры и психологи по всей Германии сталкиваются с необходимостью принимать подобные решения практически ежедневно и всё чаще останавливаются на первом варианте, массово диагностируя у детей
синдром дефицита внимания и гиперактивности (сокращённо СДВГ).
Это неврологическо-поведенческое расстройство развития, начинающееся в детском возрасте, проявляется такими симптомами, как трудности концентрации внимания, гиперактивность и плохо управляемая импульсивность. Споры об этом заболевании ведутся с 70-х годов прошлого века.
Многие медики по-прежнему сомневаются в существовании СДВГ, критики медикаментозной терапии убеждены, что синдром, ставший «модным заболеванием», диагностируют излишне поспешно, однако обороты фармацевтической индустрии, связанные с распространением метилфенидата – лекарственного средства из группы психостимуляторов, – неуклонно растут.
В Западной Европе, США, Японии, Израиле и ряде государств Южной Америки этот препарат, известный в первую очередь под торговым названием «Риталин», а также как «Меридил» и «Центедрин», активно используется для лечения синдрома дефицита внимания и гиперактивности. В таких странах, как Турция и Россия, быстро вызывающий привыкание метилфенидат изъят из оборота лекарственных средств.
Распространённый на прошлой неделе отчёт государственной медицинской страховой кассы Barmer свидетельствует, что за последние пять лет, с 2006 по 2011 годы, число немецких детей, страдающих СДВГ, выросло на 42 процента – с 2,92 процента до 4,14. Если спроецировать темпы прироста больных на всё население страны, получается, что у четверти немецких мужчин и 10 процентов женщин в течение жизни может быть диагностирован синдром дефицита внимания и гиперактивности.
Медицинские критерии постановки диагноза за последние годы не менялись, а вот феноменальный прирост может говорить как о меньшей терпимости нуждающихся в покое взрослых к соседским и даже собственным детям, так и о том, что немецкие медики стремительно превращают завтрашних подростков в сидящее на психостимуляторах «поколение СДВГ».
В течение 2011 года в Германии диагноз СДВГ был поставлен примерно 750 000 человек (553 000 пациентов мужского пола, 197 000 – женского). Подавляющее большинство больных – 620 000 человек – попадает в возрастную группу до 19 лет (149 000 девочек и 472 000 мальчиков). О том, что растёт не столько число заболеваний, сколько поставленных диагнозов, свидетельствуют значительные региональные расхождения.
К примеру, при оценке собранных страховой кассой Barmer данных обращает на себя внимание особый прирост числа больных СДВГ детей в Вюрцбурге.
По каким причинам почти 19 процентов здешних мальчиков в возрасте от 10 до 12 лет и сверхпропорциональное число девочек удостоились этого диагноза – в среднем по Германии количество «больных» в этих возрастных группах не превышает 12% – аналитики Barmer затрудняются указать.
Обращают на себя внимание и отмеченные в исследовании заметные расхождения в возрасте и образовательном уровне родителей, у детей которых диагностируется СДВГ: дети из менее образованных семей получают такой диагноз значительно чаще, как и дети более молодых родителей.
У наследников 20–24-летних мам и пап синдром дефицита внимания и гиперактивности врачи находят в полтора раза чаще, чем у 30–35-летних. Вопрос о том, основывается ли это наблюдение на большем спокойствии и расслабленности более взрослых родителей и на чаще встречающихся проблемах с воспитанием, возникающих у более молодых, остаётся открытым.
На этом фоне всё большую озабоченность вызывает готовность врачей при первом намёке на нервозность и беспокойство выписывать психостимуляторы. Не является ли тот же риталин средством не столько для лечения больных детей, сколько для успокоения неспособных нормально воспитывать своих чад родителей?
Таблеток от воспитания не существует, напоминает заместитель председателя правления страховой кассы Barmer Рольф-Ульрих Шленкер (Rolf-Ulrich Schlenker), призывая врачей уделять больше внимания родительским проблемам, а не детским.
Однако, согласно текущим оценкам экспертов, как минимум однажды в течение своего детства попробовать риталин суждено десяти процентам растущих в Германии мальчиков и 3,5 процента девочек.
Дополнительно:Как травмирует школаНеобучаемые ученики