Новое поколение родителей так серьезно подходит к воспитанию и обучению своих детей, что следует за ними и на студенческую скамью. Швейцарские вузы констатируют рост присутствия мам в студенческих аудиториях и обращений в суд по поводу оценок на экзаменах.
Профессора отмечают, что родители все больше вмешиваются в учебу своих детей, пишет газета NZZ am Sonntag. «Родители-вертолеты» - так зовется этот тип взрослых, опекающих своих отпрысков и после того, как те выходят из подросткового возраста. Эти родители уже обнаружили, что университеты – очень хороший плацдарм для такого рода деятельности, и тем самым осложняют жизнь профессорам и доцентам.
Выражения «родитель-вертолет» (helicopter parent) и «ребенок-бумеранг» (boomerang child - повзрослевший сын или дочь, вернувшийся в дом из-за финансовых сложностей) даже вошли в толковый словарь Мерриама-Вебстера (Merriam-Webster's Collegiate Dictionary). Всего же психологи делят родителей на три типа: «вертолеты» - слишком сильно опекающие своего отпрыска. «Сержанты» - воспитывающие потомков четкими командами и распоряжениями. И «консультанты» - они разъясняют детям последствия тех или иных действий и представляют делать выбор самим.
«Родители сегодня быстро начинают вмешиваться в ход учебы их взрослых детей», - рассказала газете NZZ am Sonntag Маргрит Штамм, профессор педагогики в Университете Фрибурга. По ее словам, именно с такими родителями в университете все чаще имеют дело. Эти взрослые принимают участие в информационных мероприятиях вместе с будущими студентами, а иногда и сами садятся на студенческую скамью.
«В первый день занятий две студентки действительно пришли в сопровождении матерей», - поделилась профессор Штамм.
Заботливые «предки» уверены, что имеют право голоса при оценке результатов экзаменов. В ответ на низкие оценки и отвергнутые преподавателем работы они побуждают детей-студентов подавать апелляции. Некоторые родители прибегают к услугам адвоката.
В Университете Берна тоже отметили резкий рост числа апелляций.
«Студенты гораздо быстрее и чаще обращаются к адвокатам, чем раньше», - констатировал Кристоф Паппа, руководитель Генерального секретариата Университета.
Аналогичная ситуация – и в стенах Университета Санкт-Галлена.
«Мы обрабатываем от 100 до 200 апелляций в год», - пояснил специалист по связям с прессой Мариус Хазенбёлер. Интересно, что во время экскурсий по кампусу и на информационных встречах, которые задуманы, главным образом, для иностранных студентов, родительская часть аудитории достигает 50%!
Феномен столь активного участия родителей в жизни подрастающего поколения уже давно знаком университетам Германии. В некоторых вузах существуют «Родительские конгрессы» и другие объединения взрослых, пояснила Маргрит Штамм, которую часто приглашают читать лекции в соседнюю страну. «Родители-вертолеты» даже стали темой недавнего исследования в Университете Лейпцига.
«Вмешательство родителей на всех уровнях возросло», - подтвердил глава отдела по работе со студентами Университета Базеля Маркус Дием. По его воспоминаниям, в период с 1992 по 2008 годы в его бюро родители заходили не чаще трех раз в год, а сегодня в постоянных визитах родителей уже нет ничего необычного.
Частично все это объясняется притоком в швейцарские вузы молодежи родом из Германии.
«Немецкие родители гораздо активнее присутствуют в жизни студентов, это, похоже, обусловлено менталитетом», - говорит Маркус Дием. Когда он выступает перед гимназистами, будущим цветом базельского студенчества, половина людей в зале – это родители.
Во время информационных дней, которые Университет Цюриха проводил в первой половине сентября, в залах тоже было немало взрослых слушателей, хотя большинство гимназистов собиралось вместе небольшими группами. «Это нормально, что родители предпочитают взять управление в свои руки, пока молодежь не вылетела с курса. Но в мы в молодости стыдились, когда мама приходила в университет, а теперь положено взрослеть не в 18, а в 28», - поделилась впечатлениями одна из сотрудниц университета.
Женевские студенты рассчитывают на себяНо и сами университеты, кажется, нарочно толкают студентов в объятия родителей, ограничивая для них возможность заработка. Теперь иностранные студенты в Женеве, обладатели видов на жительство категории «В», имеют право работать не больше 15 часов в неделю. Такое распоряжение поступило из Берна, из Федеральной миграционной службы. Женевские студенты – в гневе, пишет газета Tribune de Genève. Женевский кантональный офис по делам населения (ОСР) раньше был более «щедрым» и позволял студентам работать до 20 часов в неделю.
Мартин, 19-летний француз, уже рассчитал свой бюджет - как и в прошлом году, ему понадобится 900 франков в месяц. «Теперь мне не будет хватать 150 франков до конца месяца. Это толкает меня на реализацию плана «Б», а именно – работать неофициально и собирать просроченную еду, которую торговые центры выбрасывают в мусорные баки».
Университетская конференция студенческих ассоциаций возмущена: «
Нам ампутируют четверть студенческого дохода, притом, что многие уже живут в крайне стесненной ситуации, - подчеркнул ее секретарь Лоренцо Авеллино. –
Это решение ограничивает доступность учебы и следует линии университетов немецкоязычной части Швейцарии, которые увеличивают стоимость обучения».
2 октября представители студенческих ассоциаций соберутся и обсудят возможность забастовки. Со стороны родителей студентов Женевского университета пока никаких возражений не поступало.
Дополнительно:Швейцарский банк UBS совместно с Университетом Цюриха создаст научно-исследовательский центрЖеневский университет будет готовить студентов по специализации в области истории и культуры России, СНГ и бывших европейских стран соцлагеря