Образование по франшизе становится все более популярным в Германии. Около 20 вузов уже предоставляют лицензии на свои программы частным организациям. На кого рассчитана эта услуга? Получить степень магистра в Кельнской высшей школе (Fachhochschule Köln) можно, даже ни разу не побывав в этом городе. Степень бакалавра от Бохумской высшей школы (Fachhochschule Bochum) - не выезжая, скажем, из Эссена. Дело в том, что вузы Германии все чаще продают частным компаниям франшизу на собственные образовательные программы. В этих организациях читают лекции и принимают экзамены. На дипломе при этом стоит название государственного вуза.
Первыми продавать лицензию на образование стали университеты Великобритании, Австралии и США еще в 1980-х. В середине 90-х веяние дошло и до Германии. Впрочем, до размаха McDonald's немецким высшим школам еще далеко. По данным Бритты Лёйзинг (Britta Leusing), автора диссертации по академическому франчайзингу в ФРГ, на продажу свои курсы выставили немногим более 20 немецких вузов.
Уникальное торговое предложение Образовательные учреждения, у которых нет статуса вуза, сами по себе не имеют права набирать студентов в бакалавриат и магистратуру. Их компетенции ограничиваются курсами повышения квалификации, тематическими семинарами и тренингами. Приобретая лицензию у вуза, они получают возможность продавать услуги и в сфере высшего образования.
Частная высшая школа FOM (FOM Hochschule), например, купила франшизу у высших школ в Бохуме, Кельне и Мангейме. И от их имени предлагает желающим получить инженерное и экономическое образование за 300-350 евро в месяц, в зависимости от специальности.
Какой же смысл студентам платить частникам, если можно учиться бесплатно? "Мы предлагаем получить степень бакалавра и магистра параллельно с работой, - объясняет Харальд Бешорнер (Harald Beschorner), ректор FOM. - Наши студенты не могут учиться днем, и мы даем им возможность заниматься по вечерам и выходным. Государственные вузы такого не делают".
По дружбе или по франшизе? Если цель частных компаний - заработать, предлагая клиентам платное высшее образование, то у государственных вузов есть и другие причины для продажи лицензии на собственные программы. "Мы сотрудничаем с Немецкой академией страхования (Deutsche Versicherungsakademie), - приводит пример Йоахим Мецнер (Joachim Metzner), ректор Кельнской высшей школы. - Учебные центры этой академии открыты по всей Германии, и благодаря этому наш бакалавриат по страхованию теперь можно окончить в 12 городах страны. Это делает нас главным поставщиком страхового образования в Германии".
Мецнер - один из немногих представителей государственных немецких вузов, кто открыто говорит о том, что его вуз предоставляет франшизы. Большинство предпочитает употреблять в этом случае нейтральное слово "сотрудничество".
Сомнительный имидж "Франчайзинг ассоциируется у людей с коммерцией. Считается, что высшим школам несерьезно заниматься таким родом деятельности. Так что в большинстве случаев вузы отрицают, что предлагают франшизы, даже если практикуют это", - объясняет иносказательный язык вузов Бритта Лёйзинг.
Впрочем, не все государственные высшие школы получают прибыль от такой сделки. "Мы принципиально не берем плату за лицензию, хотя теоретически могли бы это делать", - говорит Йоахим Мецнер.
По его словам, в Германии нет юридических норм, разъясняющих, кому в случае продажи франшизы принадлежат права на учебную программу. "Пока эти вопросы четко не отрегулированы, мы попросту не хотим иметь дело с деньгами", - говорит он.
Серая зона образованияСпорных вопросов еще довольно много. Как, например, контролировать качество преподавания, если частная школа находится за сотни километров от вуза, который выдал лицензию? "Если у вуза, скажем, двенадцать партнеров, то следить за уровнем образования в каждом из них сложно. Пока это серая зона, которая плохо отрегулирована законодательством", - считает Бритта Лёйзинг.
Харальд Бешорнер указывает на то, что франшизу получают организации, которые обычно не имеют права предлагать высшее образование. "Эта ситуация может привести к тому, что такие совместные программы студенты перестанут воспринимать всерьез", - опасается он.
Впрочем, по мнению экспертов, сама по себе идея вовсе не плоха. "Доступ к образованию получают те, кто не может воспользоваться услугами государственных образовательных учреждений", - говорит Бритта Лёйзинг. Так что, несмотря на юридические пробелы и сомнительный имидж академического франчайзинга, в Германии у него, судя по всему, есть будущее.
Дополнительно:Германия пересчитает зарплаты молодых профессоровУчиться в Германии - это реально