Международная научная организация не подчиняется швейцарскому трудовому кодексу. Те сотрудники, кто пришел сюда после 1 января 2012 года, должны будут трудиться до 67 лет.Исполнилась мечта некоторых политиков, желающих увеличить пенсионный возраст населения. Дебаты на эту тему регулярно проходят в Швейцарии, но пока пенсионный возраст остается неизменным: 65 лет для мужчин и 64 для женщин.
Европейская организация по ядерным исследованиям (ЦЕРН), расположенная большей частью на территории кантона Женева, увеличила с начала года пенсионный возраст до 67 лет. Эта мера коснется лишь тех, кто был принят на работу с 1 января 2012 года. То есть, меньшей части из всех 2400 сотрудников (примерно 15 человек вливаются в команду ежегодно). Исключение не будет сделано для сотрудников-швейцарцев, которых здесь 7,5%, в будущем им также предстоит трудиться до 67 лет.
Каким образом такая трудовая практика возможна в государстве, закон которого предусматривает выход на пенсию в 65-64 года?
Несмотря на то, что штаб-квартира ЦЕРНа расположена на швейцарской территории, этот научный центр не подпадает под законодательство Конфедерации, как и другие международные организации, заключившие со Швейцарией соответствующий договор, поясняет газета Tribune de Genève.
«Как межправительственная организация, мы не зависим от национальных законодательств, - подтвердила Анн-Сильви Катрин, глава отдела кадров ЦЕРНа. – В организации двадцать государств-участников. Если бы мы должны были приспосабливаться к двадцати различным законодательствам, нам потребовалась бы целая армия юристов!»
ЦЕРН постепенно перейдет к новой системе пенсионного страхования и страхования по инвалидности, которая была разработана внутри организации, совместно с ассоциацией персонала, и одобрена Советом государств-членов. «Мы основывались на основных принципах трудового права государств-членов ЦЕРН. Задавшись целью выяснить, каков в них пенсионный возраст, мы констатировали, что Германия, Норвегия, Дания, Великобритания и Италия уже перешли на систему работы до 67 лет или решили это сделать, - пояснила Анн-Сильви Катрин. – Как большинство государств, мы столкнулись с увеличением продолжительности жизни, а значит, с необходимостью делать пенсионные отчисления дольше. Потому что у нас немного запасов, чтобы сохранять пенсии на прежнем уровне».
В начале 2011 года ЦЕРН уже увеличил процент пенсионных отчислений с 10,29% до 11,33% (12,65% для новых сотрудников). Чтобы заработать полноценную пенсию, необходимо трудиться здесь 37 лет и два месяца. Но поскольку никто не попадает в ЦЕРН со школьной скамьи, а средний возраст начала работы сотрудников – 33 года, очень мало кто из них работал здесь почти четыре десятка лет.
Отпуск можно купитьЧтобы поддержать свою привлекательность как работодателя на фоне других международных организаций, в ЦЕРНе используют систему «накапливаемых отпусков». Сотрудники имеют возможность купить до 440 дополнительных отпускных дней, которые они могут взять полностью в конце своей карьеры. Это позволит закончить работу за два года до пенсии и не сокращать пенсионные отчисления, потому что официально человек остается сотрудником ЦЕРНа. Но этого оказалось недостаточно, чтобы успокоить внутренние волнения. В июне 2011 года персонал запротестовал и полдня провел в забастовке – исключительный факт для международной организации такого масштаба!
«Мы были против того, чтобы создавать разные категории сотрудников: «старых», чей пенсионный возраст останется на отметке в 65 лет, и «новых», которым предстоит работать на два года больше и делать большие пенсионные отчисления, - пояснил Мишель Грооссенс, президент Ассоциации сотрудников ЦЕРНа. - В других международных организациях пенсионный возраст составляет 63 и даже 60 лет. Но в конце концов мы должны были подчиниться диктатуре Совета государств-участников ЦЕРН».
Дополнительно:Інтерв’ю Голови Державної інспекції навчальних закладів України: Була така пропозиція, щоб ректор міг обиратися на посаду... не більше двох термінів поспіль
Сьогодні на рівні управління освітніми процесами в Україні можна вирізнити такі тенденції: Рішення приймають або персонально міністр, або ж вузьке коло “втаємничених”
Вертикаль власти в вузовской среде породила несогласных с Минобрнауки ректоров