В России до сих пор по умолчанию не признаются документы об образовании или учёной степени, выданные лучшими мировыми вузами. Для использования их надо нострифицировать, то есть получить официальное подтверждение эквивалентности российским аналогам. Это сложная, долгая и затратная для заявителя процедура, которую проводят Рособрнадзор и ВАК.Ситуация явно не способствует инновационному развитию, модернизации и заветам Петра I. Потребовался десяток лет, чтобы это осознали в правительстве. Наконец, 5 декабря Медведев подписал закон, по которому в России будут автоматически, без нострификации признавать документы иностранных вузов – правда, только «ведущих», которых соберут в специальный правительственный список.
Критерии для списка разработали в Минобрнауки России, и сейчас проект соответствующего постановления находится на согласовании. Предложены очень жёсткие рамки: вуз должен попадать в топ-300 одновременно в трёх разных рейтингах университетов:
Шанхайском,
QS и
Times Higher Education (THE). «В результате применения такого условия будут отобраны около 200 лучших иностранных образовательных организаций, которые занимают лидирующие позиции по всем критериям мировых рейтингов», – говорится в пояснительной записке.
Фактически ключевая задача нового закона – облегчить трудоустройство иностранцев в российские исследовательские университеты. Чтобы стимулировать приток лучших, установили столь высокую планку (кстати, из российских вузов её преодолевает лишь МГУ, который рискует вылететь из топ-300 рейтинга THE в следующем году). Вполне вероятно, что итоговый список вузов будет использоваться и при отправке студентов за рубеж за счёт государства.
В целом долгожданное нововведение можно только приветствовать. Однако почему бы не сделать список в пару раз шире, включив в него все вузы, достигшие топ-300 хотя бы в одном рейтинге? Дело в том, что в последние годы всё больше российских студентов предпочитают вузам США средние университеты Германии, Скандинавии, Восточной Европы (см. график). Половина из них в правительственный список не попадёт, но качество образования в них точно не хуже среднероссийского.
График для топ-10 стран, в которых учатся российские студенты и аспиранты, данные OECD. График построен накопительным итогом
* данные по Канаде за 2001–2003 и 2005 годы отсутствуют Не попадают в список и многие известные американские вузы, например George Mason University, в котором работали нобелевские лауреаты, экономисты Джеймс Бьюкенен и Вернон Смит. Это одно из следствий того, что рейтинги имеют серьёзный крен в сторону естественных и точных наук. Напротив, большинство российских студентов изучают в иностранных вузах экономику, менеджмент и социологию.
Непонятно также, что делать с вузами, которые перестанут соответствовать критериям. Каждый год таких будет довольно много из-за требования присутствия сразу в трёх рейтингах. В Минобрнауки России пока не смогли дать однозначного ответа на этот вопрос. Предложенная схема ещё изменится – будем надеяться, в сторону большей открытости России.
Радует, что барьеры академической мобильности удаётся постепенно рушить. К сожалению, пока их ещё слишком много, чтобы ситуацию можно было назвать нормальной.
Дополнительно:Россия признала дипломы ведущих зарубежных вузовPhD в Україні – науковці, яких формально не існуєУкраїна, Німеччина, цілий світ: куди податися з німецьким дипломом?Доктора наук смогут оставаться работать и подавать на гражданство в Великобритании