В среднем в месяц придется платить 5-6 тысяч рублей.
В минувшую пятницу, 23 апреля, Госдума в третьем чтении приняла законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». О нем давно и со страхом говорят работники системы образования, здравоохранения и других бюджетных организаций.
Хотя формально этот закон всего лишь реорганизует финансирование и несколько меняет правовой статус бюджетных учреждений, его последствием вполне может стать фактическая отмена бесплатного среднего образования и здравоохранения — в том виде, в котором мы привыкли их воспринимать с советских лет.
Суть предлагаемой и уже почти принятой реформы в том, что бюджетные учреждения становятся более самостоятельными экономически — но при этом лишаются гарантированного бюджетного финансирования в полном объеме. По традиционной схеме будут финансироваться лишь такие учреждения, как военные части, исправительная система, психиатрические больницы, лепрозории.
А вот обыкновенным школам и больницам деньги дадут лишь по числу учеников (пациентов) и только в рамках гарантированного государством лимита образования (лечения). Вопрос о бесплатном лимите — а он, понятно, самый важный в этой ситуации — обсудят лишь в ноябре этого года, за месяц до начала реформы.
Пока больше всего взволнованы родители школьников — они обсуждают слухи о том, что в бесплатный лимит могут войти лишь 2 часа русского языка в неделю, 2 часа математики, 3 часа физкультуры и 3 часа религии (ОПК, светская этика или уроки по другим конфессиям, в зависимости от школы). Такой эксперимент, по словам некоторых родителей, уже начался в Южном административном округе Москвы.
Остальные предметы и дополнительные часы, как сообщают те же родители со ссылкой на директора одной из школ округа, будут платными: за полноценный язык родителям придется заплатить 1000 рублей в месяц, за остальные предметы — по 500. Таким образом, полноценное обучение среднего столичного школьника обойдется его родителям в 5—6 тысяч рублей в месяц. Сумма для московских родителей не запредельная, но для многих весьма ощутимая.
ДАЛЕЕЕвгений Федоров: слухи о введении платного образования абсолютно беспочвенныСегодня в Интернете активно обсуждается тема возможного введения платного образования. Пользователи не скупятся на эмоции и на выражения. Насколько реально то, что в России начальное, среднее образование действительно будет осуществляться за энное количество денег. Об этом в эфире радио "Вести ФМ" мы поговорим с Евгением Федоровым, председателем комитета по экономической политике Государственной думы, членом фракции "Единая Россия".
"Вести ФМ": Евгений Алексеевич, здравствуйте. Я думаю, вы поняли, о чем идет речь? Речь идет о новом законопроекте, согласно которому будет производиться такая градация государственных организаций.
Федоров: Нет, не совсем так. Речь идет о том, что изменяются принципы финансирования государственных муниципальных учреждений – это школы, больницы, военкоматы, все наши муниципальные учреждения.
"Вести ФМ": Я нашла такие вещи: что значит казенное учреждение, каким образом оно будет финансироваться, каким образом будет финансироваться бюджетное учреждение с расширенным объемом прав, как школа или больница будут переходить в эту форму собственности?
Федоров: По очереди. Во-первых, вы сослались на обсуждение этого вопроса, я вам скажу, что введение якобы платного образования – это, конечно, полная чушь. К сожалению, у нас есть такой способ политической борьбы, как врать, а потом это вранье обсуждать. Суть самого законопроекта заключается в прямо противоположном подходе. Оно заключается в том, что эти учреждения – 330 тысяч в России, и бюджет на них тратит восемь триллионов рублей в год, чтобы была понятна цифра – будут финансироваться, эти же деньги будут распределяться под посетителей этих учреждений, под нас, граждан Российской Федерации. Не просто по факту существования этих учреждений - 330 тысяч, а исходя из того, сколько туда придет людей, и за какой услугой они туда обратятся, то есть качество этой услуги. Наоборот, это позволит за те же восемь триллионов резко поднять качество и объем услуг, оказываемых населению, подчеркиваю, бесплатных услуг.
"Вести ФМ": Скажите, пожалуйста, Евгений Алексеевич, есть в законе пункт, который звучит следующим образом: "Предоставить право бюджетным учреждениям заниматься деятельностью, приносящей доходы, которые поступают в самостоятельное распоряжение этих учреждений"?
Федоров: Есть. Это дополнительная деятельность сверх государственного заказа. Государственный заказ – что это означает? Это, например, школе говорят: "Вот вам госзаказ по числу учеников, которые у вас учатся бесплатно, и мы вам даем деньги под этих учеников, исходя из качества образования учебных программ" и так далее. И предоставляются деньги под учеников. Дополнительно школа может иметь какую-то дополнительную прибыль. Она может, например, устроить секцию дзюдо, которая не предусмотрена ни сегодняшним положением вещей, ни госзаказом. Или еще какие-то вещи, которые позволят - по просьбам родителей - дополнительно поднять какие-то предметы, которых в этой школе не было, или какие-то вещи, которые не входят в понятие государственного заказа. Сам госзаказ полностью обеспечивает сегодняшнее потребление государственными услугами учреждения за счет государственных средств, никаких платежей за учебные программы не предусмотрено - сто процентов.
"Вести ФМ": Вот здесь начинается самое интересное, Евгений Алексеевич, если мы говорим госзаказ на программу. Есть некая программа обязательного среднего образования, насколько она будет меняться? Потому что сейчас основной камень преткновения, который очень активно обсуждается в Интернете, это то, что по новой программе будет очень жестко срезано количество часов по обязательным предметам и все, что будет сверх программы – это все будет за дополнительную плату. Вот о чем сыр-бор?
Федоров: Почему вот эти дурацкие слухи кто-то пускает?
"Вести ФМ": А я вам могу сказать, Евгений Алексеевич. Вы знаете, вы меня простите, пожалуйста, у меня сын ходит во второй класс московской школы. Я могу вам сказать, что это обсуждается не на уровне родителей, это обсуждается на уровне директоров школ, которые гласно об этом говорить не будут, но негласно предупреждают: ребята, готовьтесь, грядут серьезные изменения.
Федоров: Вот то, что действительно грядут серьезные изменения и прежде всего для директоров школ, с которых начнут спрашивать за эти деньги – восемь триллионов с учетом имущества, которое сюда добавляется, и с учетом графиков – это, вообще говоря, двести тысяч рублей на каждого гражданина Российской Федерации. То есть ваш ребенок от государства сегодня получает отдельно двести тысяч рублей. Вы ощущаете, что вам государство дает услуг на двести тысяч в школе, в больнице, в военкомате?
"Вести ФМ": Мягко говоря, нет.
Федоров: Вот об этом и речь.